РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ КРАСНОЯРСКОЙ МИТРОПОЛИИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ПАНТЕЛЕИМОНА, МИТРОПОЛИТА КРАСНОЯРСКОГО И АЧИНСКОГО КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, МИРЯНАМ И ВСЕЙ БОГОХРАНИМОЙ ПАСТВЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
05 Январь 2015
Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу.
Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде.
Днесь видимь есть плотию, естеством невидимый, человека ради.
Сего ради и мы, славословяще, возопиим Ему:
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое,
Спасе наш, слава Тебе!
Из стихиры на литии Великого повечерия Рождества Христова
Возлюбленные братья и сестры!
Род человеческий всегда будет относиться к Рождеству Христову по- разному: с восхищением, радостью и любовью одни, с недоумением — другие, а третьи будут стоять в ненависти. Но все признают, что это событие — величайшее, его нельзя обойти стороной, не заметить. Событие это является основой нашей жизни и спасения: оно обновило жизненные силы человеческого общества и открыло источник вечной жизни, раскрыло перед всеми творениями Божиими и, конечно же, перед человеческими сердцами и умами любовь Бога, Его отеческую заботу и Его великую мудрость в сохранении человека от греха, от погибели, иными словами — от смерти.
Это событие восхваляли ангелы, пророки. И ныне мудрецы XXI века, истинные и ложные, надменные и смиренные, склоняют свой разум и талант перед этим событием. Это — Рождество Христово.
Церковь Святая прославляет Господа во всех концах земного шара, прославляет Рождение Иисуса Христа и вновь дает нам подтверждение того, что есть истина. Истина эта — явилась в мир в Рождественскую ночь под звездой Вифлеемской. И каждый человек должен использовать благо, которое принесло Рождество Христово, для своего спасения, очищения и жизни вечной, ведь Бог пришел к людям, чтобы обновить забытый ими дар жизни по нравственному закону, по справедливости.
Сегодня тоска человеческого сердца по правде и истине точно такая же, какая была у первых людей после грехопадения — у праотца Адама, у праматери Евы, у всех последующих поколений, которые ждали Божественной помощи, чтобы избавиться от греха. Причина Рождества Христова, чудесного воплощения Слова Божиего — это трагически сложившаяся судьба всего рода человеческого после грехопадения. Грех, порожденный диаволом и похотью человеческой, приводил людей к величайшему самообману и к самоуничтожению: «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15).
Рождество Христово позволило людям четко определять, где смерть, а где — жизнь, где горечь, а где — радость. Оно указывает дорогу к добру, способному достичь каждого человека, войти в каждое сердце. Апостол Иаков говорит: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:16–17).
Итак, добро от Бога. И Его любовь к нам не изменилась от сотворения мира и до сего дня. А грех и похоть открыли нам дорогу к заблуждениям, дорогу в небытие или, как мы говорим, в ад. Через Рождество Христово раскрывается истина, через веру в Иисуса Христа — открывается путь к познанию Господа Бога.
«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак. 2:1–4). Здесь апостол Иаков напоминает нам о том, что Бог познается через наши мысли, через интеллект, через силу духовных знаний. Но здесь же раскрывается и то, что знания недобрые, греховные, опасные, злые насаждает диавол. Этим убедительным примером человеческого пристрастия идти по пути греха апостол указывает нам на то, что мы порой принимаем мир и людей вокруг нас по суетной выгоде, а не по совести и достоинству.
Многие и многие из нас живут в лицемерном, лживом состоянии — и бедные, и богатые. Мы забываем о чистоте отношений между мужчиной и женщиной, о чистоте любви родителей к ребенку и о бережном отношении к данной нам Творцом природе. Мы превращаемся в слуг темной силы. Чтобы помочь сойти нам с этого неправедного пути, в мир пришел Спаситель. Господь Сам принял на Себя нашу человеческую грешную плоть, в Рождественскую ночь невинным, непорочным ангельским ребенком пришел, чтобы совершить великий переворот в человеке — переворот очищения и законопослушания.
«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19) — апостол Павел поясняет, что Господь Своим Рождеством принес нам закон и порядок, которые облагораживают отношения людей на земле и раскрывают дорогу к вечности. Поэтому каждый из нас, верующих, обязан задуматься, законопослушный ли он гражданин Царства Божия, исполняет ли он закон милосердия и закон любви, закон простой жалости человеческой и закон оправдания невинного, закон терпения и смирения перед Богом.
Господь смирился, родившись от Пречистой Девы. Дева Мария показала смирение, послушание Богу Отцу. И каждый из нас обязан проявить послушание Господней воле, принять свет веры Христовой, чтобы этим светом освещать свой путь к жизни вечной.
«Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? „Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность “» (Рим. 4:1–3). Братья и сестры, веру мы должны возрождать в наших душах. Верой спасать своих ближних. Вера, как и Аврааму, будет вменена нам, как и наши дела: верующий бездельником не бывает.
В эти светлые рождественские дни мы с вами должны вновь вспомнить о том, как мы живем и как должны жить, о том, как найти правду и истину, необходимые для нашего спасения. Истина открывается нам через Библию, Закон Божий, по нашей вере. Мы должны быть сами подобны Священному Писанию, которое читает человек и старается исполнять: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (Кор. 3:1–3).
Мир сможет жить, только если он сердцем своим, человеческим, будет свидетельствовать о жизненной истине Христовой. Для этого и пришел Господь в этот мир, для этого Он и принес начало просвещения, начало веры, которую принял великий князь Владимир, Креститель Руси, и завещал нам, потомкам, бережно хранить и нести будущим поколениям.
Мы с вами — на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого годов XXI века, и видим, как открыто дела диавола вторгаются в жизнь людей. Немало слез, горя, войны и страданий приносит сегодняшний день там, где люди забыли Бога. Но нам нужно помнить, что Христос был рожден, благословлен небом, пением ангелов: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14).
Братья и сестры, мужчины и женщины, юноши и девушки, руководители, ученые и простые труженики! Обратимся к Богу нашему, примем Его в яслях, рожденного для нас, обратимся к детям нашим с любовью и добротой, научимся рождать детей и оберегать их. А еще — станем на защиту Божиего Вифлеема от того, что разрушает наше общество: от наркомании, алкоголизма, разврата, неверности и подлости, от ложности многих учителей. Мы должны чистосердечно раскаяться в наших грехах и возлюбить нашу Родину православную так, чтобы эта любовь явилась для всех нас светом и маяком на пути к процветанию, к миру, труду и созиданию.
Мы верим, что наши надежды будут исполнены Господом по вере нашей, и что эти надежды открывает нам Сам Господь: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (Кор. 3:12–14). Здесь апостол Павел указывает, что там, где нет Иисуса Христа, нет Церкви — там все покрыто мраком и разрушением, и что надежда наша на жизнь и спасение связана с нашим Господом. Ради жизни и спасения и пришел в мир Спаситель Иисус Христос, ради этого и подвиг совершила Пречистая Дева Мария.
Всех вас сердечно поздравляю с Рождеством Христовым и новолетием! Да благословит Господь весь наш народ, да укрепит Он нашу Мать-Церковь и да дарует нам, верующим во Иисуса Христа, свет Жизни Вечной.
С Рождеством Христовым!
ПАНТЕЛЕИМОН, Митрополит Красноярский и Ачинский,
Глава Красноярской митрополии
Рождество Христово
2014/2015 г.
г. Красноярск
назад к списку новостей