Минусинское благочиние - В СПАССКОМ СОБОРЕ СОВЕРШЕНА ПЕРВАЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПАССИЯ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

В СПАССКОМ СОБОРЕ СОВЕРШЕНА ПЕРВАЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПАССИЯ

27 Март 2016

Во 2-ю Неделю Великого поста благочинный церквей Минусинского округа, настоятель Спасского собора протоиерей Евгений Нещерет возглавил в Спасском соборе первую Пассию. В этот день читалось Евангелие от Матфея, посвященное Крестной жертве Христа - с зажженными свечами перед вынесенным на середину храма и украшенном черной траурной занавесью огромным распятием.

Пассия (греч. "страдание") – это самая поздняя по времени возникновения православная служба. Она была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Пассиями называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Митрополит Петр составлял это последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой -26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14и 15 от Марка, на третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.



назад к списку новостей